Урок литературного чтения в 4 классе Образовательная система «Школа 2100» Тема: Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» Урок литературного чтения в 4 классе Образовательная система «Школа 2100» Тема: Урок литературного чтения в 4 классе Образовательная система «Школа 2100» Тема: Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» Цель урока : Продолжить знакомство учащихся с творчеством Задачи урока: Продолжить работу над выработкой выразительного чтения. Обучение составлению цитатного плана. Развитие устной и письменной речи. Размышления на тему «Природа и человек». Ход урока: Организационный момент Приветствие гостей Эпиграф. «Берегите эти воды, эти земли, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя». Евтушенко 1 прочитайте про себя 2 медленно 3 выразительно вслух - Как вы понимаете эти строки? Самоопределение к деятельности - Назовите тему нашего литературного путешествия « 19век. Мир природы приходит на страницы книг» - Кто первым в детской литературе стал писать о природе? Аксаков - Стихи каких поэтов 19-го века вы читали на прошлых уроках? Актуализация знаний - «Распутайте» стихотворение. Соедините стрелкой строки из стихотворения и автора. Попробуйте выполнить задание по памяти. Работаем в парах Уж тает снег, бегут ручьи Плещеев Тёплый пар восходит от земли Толстой Вихрем пыль летит с полей Тютчев Всё сердитей и смелей… Тютчев Вон уж пчёл рои шумят А Майков …Пёстрых бабочек отряд Майков …Так что деревня весною всплывает, словно Венеция Некрасов возглавлял редакции журналов «Современник» и «Отечественные записки» и с удовольствием печатал стихи Некрасову через 9лет 10декабря исполнится 200лет со дня рождения. Его произведения читали ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А наши гости знают? Гости зачитывают отрывки из любимых произведений Мороз-воевода. Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи,- Мороз-воевода дозором Обходит владенья. Однажды, в студёную зимнюю пору, Я из лесу вышел; был сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз. Здоровый, ядрёный Воздух усталые силы бодрит; Лёд неокрепший на речке студёной Словно как тающий сахар лежит Слайд -Красоту природы можно передать не только словами, как делают поэты и писатели. Люди какой профессии тоже могут передать красоту природы? Художники — красками, композиторы — музыкой Рассмотрите репродукцию картины Исаака Ильича Левитана и прослушайте отрывок из произведения Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года - апрель». Левитан назвал свою картину «Весна. Прочитайте в «Толковом словаре» - Легко ли быть поэтом, писателем? «Нравится мне деревенька его: Летом её, убирая красиво, Исстари хмель в ней родится на диво, Вся она тонет в зелёных садах; Домики в ней на высоких столбах Всю эту местность вода понимает, Так, что деревня весною всплывает, Словно Венеция. » - Как вы думаете, почему деревеньку заливает водой? Река вышла из берегов «Болотистый, низменный край» - Как называют такое явление в природе? Половодье, разлив, наводнение, потоп -Прочитайте описание летней грозы в стихотворении. «Как-то особенно тихо вдруг стало, На небе солнце сквозь тучу играло. Тучка была небольшая на нём, А разразилась жестоким дождём! Прямы и светлы, как прутья стальные, В землю вонзались струи дождевые С силой стремительной» - Прочтите описание летней ночи. «Ночью…ну ночью робел я и сам: Очень уж тихо в лесу по ночам. Тихо, как в церкви, когда отслужили Службу и накрепко дверь затворили, - Разве какая сосна заскрипит, Словно старуха во сне проворчит…» 2 Вопросы: -Что вы можете сказать об авторе этого стихотворения? Некрасов прекрасно знал природу как охотник и чувствовал её как поэт. «Я по неделе гощу у него» Постановка проблемы В конце урока ответьте на вопросы: -Что вы думаете о старом Мазае? Как вы понимаете словосочетание «цитатная характеристика? » ответы учащихся Составить цитатную характеристику деда Мазая. «Старый Мазай любит до страсти свой низменный край» 2. «Вдов он, бездетен, имеет лишь внука» 3. «Торной дорогой ходить ему - скука» 4. «За сорок вёрст в Кострому прямиком Сбегать лесами ему нипочём» 5. «Дня не проводит Мазай без охоты» 6. «Начал частенько Мазай пуделять» 7. «Впрочем, в отчаянье он не приходит» 8. «Знает он много рассказов забавных» Словарная работа. Работа с текстом - Найдите строки из стихотворения, в которых говорится о спасении зайцев « Я раз за дровами В лодке поехал — их много с реки К нам в половодье весной нагоняет, - Еду, ловлю их» « Вижу один островок небольшой — Зайцы на нём собралися гурьбой. С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину. Тут я подъехал: лопочут ушами, Сами ни с места; я взял одного, Прочим скамандовал прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, - ничего! » « Не рано уж. Мимо бревно суковатое плыло, Сидя, и стоя, и лёжа пластом, Зайцев с десяток спасалось на нём. «Взял бы я вас — да потопите лодку! » Жаль их, однако, да жаль и находку — Я зацепился багром за сучок И за собою бревно поволок…» « Только, что начал работать веслом, Глядь, у куста копошится зайчиха — Еле жива, а толста, как купчиха! Я её, дуру, накрыл зипуном — Сильно дрожала» «Было потехи у баб, ребятишек, Как прокатил я деревней зайчишек: «Глянь-ко, что делает старый Мазай! Любуйся, а нам не мешай! » «За ночь больные мои отогрелись, Высохли, выспались, плотно наелись; Вынес я их на лужок; из мешка Вытряхнул, ухнул — и дали стречка! Я проводил их всё тем же советом: «Не попадайтесь зимой! Определите по памяти последовательность «Спасательной операции» Мазая 4. Зайцы на бревне 2. Зайчишка на пне 1. Зайцы на островке 3. Зайчиха у куста Рефлексия Расскажите: -Что вы думаете о старом Мазае? Домашнее задание Написать сочинение по его началу: « Однажды, мама Зайчиха рассказала своим деткам вот такую историю…» Самооценка Капельки знаний Красная — считаю, что работал отлично Жёлтая — мешало плохое знание текста Зелёная — было неинтересно.

Смотрите также: