Характеристика речи - Особенности развития речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста - Педагогика сегодня - PowerEducator Страница 1 Речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, речь — это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности — общения — и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь — это форма существования сознания мыслей, чувств, переживаний для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления. Речь — это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания. В соответствии с этим психология речи отграничивается от языкознания, изучающего язык; вместе с тем определяется специфический объект психологии речи в отличие от психологии мышления, чувств и т. Фиксированные в языке обобщенные значения, отражающие общественный опыт, приобретают в контексте индивидуального сознания в связи с мотивами и целями, определяющими речь как акт деятельности индивида, индивидуальное значение или смысл, отражающие личное отношение говорящего — не только его знания, но и его переживания в том неразрывном их единстве и взаимопроникновении, в котором они даны в сознании индивида. Так же как индивидуальное сознание отлично от общественного сознания, психология от идеологии, так же речь отлична от языка. Вместе с тем они взаимосвязаны: как индивидуальное сознание опосредовано общественным, психология человека — идеологией, так и речь, а вместе с ней речевое мышление индивида обусловлены языком: лишь посредством отложившихся в языке форм общественного мышления может индивид в своей речи сформулировать собственную мысль. Первые сообщения о механизмах речи появились в работах Дальнейшее изучение участков различных зон коры в обеспечении речевой деятельности дало возможность считать, что моторные функции локализуются в задних отделах лобных извилин левого полушария у правшей головного мозга центр Брокаа сенсорная сторона речи — в левой задней височной извилине центр Вернике. Организация речевой функции разносторонне освещена Лурия в основах нейропсихологии. Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. Выделяют экспрессивную импрессивную речь. Экспрессивная воспроизводимая речь — это высказывание с помощью языка, направленное вовне и проходящее несколько этапов: замысел — внутренняя речь — внешнее высказывание. Импрессивная воспринимаемая речь — это процесс понимания речи устной или письменной окружающих, который также проходит несколько этапов, восприятие речевого сообщения — выделение информационных моментов — формирование во внутренней речи общей смысловой схемы воспринятого сообщения. В целом выделяют четыре самостоятельные формы речевой деятельности, из которых к экспрессивной речи относятся устная и письменная речь собственно письмоа к импрессивной — понимание устной речи и понимание письменной речи чтение. Устная речь — сложный, многогранный процесс, включающий в себя: фонетическую сторону речи смыслоразличительные звуки речи ; лексико-грамматическую слова, фразы, сообщения ; мелодико-интонационную интонация, голос, окраска ; темпо-ритмическую темп и ритм речи. Устная речь может быть диалогической и монологической. На основе устной речи строится и развивается письменная речь, которая может быть самостоятельной или под диктовку, и чтение. В зависимости от выпадения того или иного компонента речи лингвистические нарушения делятся: Фонетические нарушения. В детском возрасте в развитии речевых процессов значительную роль играет правое полушарие. В настоящее время высказывается точка зрения, что недостаточная осознанность и произвольность детской речи на ранних этапах ее становления связана с активным участием в организации речевого акта именно правого полушария. В формировании же сознательного и произвольного применения речевых средств ведущая роль принадлежит структурам доминантного по речи обычно левого полушария мозга. Особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Речевые нарушения, наблюдаемые в детском возрасте, могут быть физиологического связаны со сроками созревания периферических центральных структур головного мозга и патологического болезненного характера. Патологические нарушения речи в зависимости от локализации подразделяются на центральные и периферические, а в зависимости от характера нарушения — на органические и функциональные. Клинические формы нарушений речи: Новое в образовании: После завтрака Данилка вышел во двор и с интересом осмотрелся. В большой луже стоял малыш и энергично месил грязь, вытирая ладони о собственные штаны. Данилка с интересом следил за. И вдруг сами собой вспомнились стихи. Данилка громко прочитал их малышу, указывая на него па. Детей с однородными нарушениями речи можно объединить в группы, что представляется удобным при проведении коррекционной работы. Обычно выделяются группы со следующими нарушениями: фонетико-фонематические нарушения ФФН, дети с преимущественными недостатками звукопроизношения: с функциональными и ме. Специальной методологией психологии выступают ее методологические принципы: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития и принцип личностного подхода. Принцип детерминизма, то есть причинной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются ест.

Смотрите также: