Урок литературы в 11 классе «Лингвистический анализ стихотворения Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени» Открытый класс 0 Урок литературы в 11 классе «Лингвистический анализ стихотворения Южноуральск, Челябинская область, учитель русского языка и литературы. Цель урока: Цели: 1 познавательные: - приобретение навыков лингвистического анализа поэтического текста; -формирование представления об особенностям стиля автора; -подготовка к написанию мини-сочинения; 2 развивающие: -развитие образного мышления; - приобщение к творчеству поэта; 3 воспитательные: -воспитание внимания к поэтическому слову; - привитие любви к русской поэзии. Краткое описание: Урок предназначен для подготовки к написанию сочинения по анализу поэтического текста. Урок-практикум «Лингвистический анализ стихотворения Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени». Цели: 1 познавательные: - приобретение навыков лингвистического анализа поэтического текста; -формирование представления об особенностям стиля автора; -подготовка к написанию мини-сочинения; 2 развивающие: -развитие образного мышления; - приобщение к творчеству поэта; 3 воспитательные: -воспитание внимания к поэтическому слову; - привитие любви к русской поэзии. Наш урок будет посвящён анализу стихотворения Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…» 1894. Мы узнаем о личности поэта, о его творчестве, попытаемся понять суть поэтического символизма. Здесь записаны годы жизни поэта: 1867-1942. Это рубеж веков, серебряный век русской поэзии. Кризисное время, ощущение приближающегося конца света. Давайте попробуем подробнее остановиться на символизме, так как Бальмонт был прежде всего поэтом-символистом. Вспомните и назовите основные принципы символизма. А теперь обратимся к биографии. Ученик делает сообщение для класса. Стихотворение «Я мечтою…» было написано в 1894 году и входило в сборник под названием «В безбрежности». Это стихотворение занимает особое место в сборнике, расположено вне циклов и разделов, напечатано курсивом. Его можно считать прологом этого поэтического сборника. Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у. И чем выше я шёл, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вокруг раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор, И сияньем прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор. А внизу подо мною уже ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали. Я узнал, как ловить уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня, И всё выше я шёл, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у. Ощущения свободы души, чувства постоянного движения. Для чего, с какой целью поэт его использует? Мы повторяем то, что для нас более всего значимо. Часто употребляется личное местоимение «я». Анненский отмечал у Бальмонта «нежную музыкальность» лирического «я». Позже писали, что поэтическое «я» - основа стихотворения. Композиция кольцевая, так как последняя строфа зеркально отражает первую. На них мы будем обращать особое внимание. Это может быть лирический герой, а также и сам автор. Как вы понимаете эту метафору? Мечтать, фантазировать, представлять, воображать. Что же пытается запомнить лирический герой? К чему он стремится? Может быть, тени-это люди, которые уходят. Может быть, тени-это прошлое, которое нельзя вернуть. День, который подходит к концу. Это реальный мир, погрузившийся во тьму. Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у. Скажите, какие ассоциации вызывает у вас это слово? С древним миром, со средневековым. Это место, где когда-то томились узники. Чтобы люди могли говорить с Богом. Можно предположить, что герой, восходя на башню, хочет приблизиться к вершине, к тому, кто на ней — к Богу. Интересно, что позднее поэты-символисты собирались в «башне» Вячеслава Иванова и читали свои стихи. Ступени дрожат и тем самым создают препятствие на пути героя. Мы можем предположить, что путь который проходит герой, неизведан, зыбок, на нём много препятствий — это трудный путь. И чем выше я шёл, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали… - В каком значении употребляют двойной союз? В значении сравнения, сопоставления двух явлений — выше шёл — ясней рисовались. К чему оно относится? Далеко от реального мира. Здесь явное противоречие: вдали — значит, очертанья должны быть как бы в тумане, а у поэта — они яснее. Герой приобретает новое зрение, новый слух. В мире мечты, фантазии он видит и слышит то, что не может увидеть и услышать в реальном мире. Так герой приближается к истине. Мы прочитали стихотворение медленно, обращая внимание на значение слов, на структуру текста. Скажите, с какой интонацией может быть прочитано стихотворение? Какие смыслы вы можете выделить теперь в тексте? Появился общечеловеческий смысл, мысль о чувстве любви ко всему, гармонии с самим. Возвеличивается божественное начало, которое противопоставляется уснувшей Земле. Каждый человек стремится возвысится над реальностью. Возникает проблема поиска смысла жизни. Тема поэта и поэзии. Бальмонте я бы хотела словами м. Цветаевой: «Если бы надо было дать Бальмонта одним словом, я бы не задумываясь, сказала — Поэт, так как кроме поэта в нём ничего не было». Предлагаю вам на выбор 3 темы для сочинения. Обдумайте их и выберите ту, которая кажется вам ближе, интереснее, понятнее. Лирический герой в стихотворении Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени…» Мечта и реальность в стихотворении Как изменилось моё восприятие текста, после повторного прочтения.

Смотрите также: